Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи
В группе компенсирующей направленности ежедневно уделяется индивидуальному развитию мелкой моторике пальцев рук.
Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.
Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.
Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).
С ребятами в игровой форме развиваются мышцы рук и речевые зоны:
• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.
Для развития ручной умелости дети должны:
• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
• завязывать узелки на шнурке, веревке;
• застегивать (расстегивать) пуговицы;
• играть с конструктором, мозаикой;
• складывать матрешки, пирамидки;
• рисовать в воздухе;
• мять руками поролоновые шарики, губки;
• рисовать, раскрашивать резать (вырезать) ножницами;
• выполнять аппликации;
• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
• посылать струю воздуха на ватку, листок бумаги;
• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.
. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
. Помогать перебирать крупу.
. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
. Собирать на даче или в лесу ягоды.
. Вытирать пыль.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной. Ребятам очень нравятся увлекательные и интересные упражнения с пальчиками!