Роль игры в успешной адаптации ребенка в детском саду.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека
в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление
всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в
животном мире.
Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс
приспособления организма, которые происходят на разных уровнях:
физиологическом, социальном, психологическом.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к
позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений
организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом
выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний
комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность
поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Процесс адаптации ребенка в условиях дошкольного образовательного
учреждения был и остается актуальной проблемой педагогов и родителей.
Родителям важно, чтобы малыш быстро и безболезненно привык к детскому
саду, воспитатели же заинтересованы в том, чтобы разрешение противоречий
между возможностями ребенка и новой для него среды послужили
источником дальнейшего развития детей, фактором приобретения нового
социального опыта.
Если ребенок чувствует доброжелательное отношение взрослого,
который рядом, процесс адаптации протекает успешнее. Известно, что в
раннем возрасте малыш больше реагирует на невербальные сигналы. Как же
транслировать свое позитивное внимание, дать почувствовать, что он любим
и защищен в незнакомой для него ситуации? Конечно же, в этом помогут
ласковый взгляд в глаза ребенку, прикосновения к нему. Но все это должно
быть облечено в игровую форму, так как позволяет одновременно и
успокоить, и заинтересовать малыша, отвлечь его от мыслей о маме, о доме,
пусть даже на неопределенное время.
Именно поэтому, необходима такая организация жизни ребенка в
дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному,
почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяло
бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки
общения, прежде всего со сверстниками. У детей раннего возраста в период
адаптации наибольшую роль играет уровень их социализации в коллективе, в
частности наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками.
Первые положительные отношения со сверстниками складываются в
процессе игры, С ней связанно возникновение интереса к играм других
детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение
считаться с интересами окружающих. Игра это жизнь, преломленная сквозь
психику ребенка. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче
и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не
учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать
возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном
внимании и сопереживании взрослого. Используя игровые технологии в
образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией,
доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку,
создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии
ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и
создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько
классификаций. Здесь представлены наиболее распространенные детские
игры в адаптационный период детей.
1. Сюжетно-ролевая игра.
В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные
социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть
в реальной жизни взрослых.
2. Подвижные игры.
Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так
важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении,
усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие
физические качества как быстрота, ловкость, сила.
3. Дидактические игры.
Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти
игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях
как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память.
4. Настольно-печатные игры.
Это игры направлены на развитие процессов мышления, памяти,
воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они
красочные и привлекательные для малышей
5. Театрализованные игры.
Игры помогающие ребенку больше понять и прочувствовать
литературное произведение, игры развивающие речь и творческие
способности малышей.
6. Пальчиковые игры.
Дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами,
радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря
таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него
развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры
формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между
взрослым и ребёнком.
7. Игры с водой и песком.
Задача этих игр обеспечения эмоциональной релаксации, снятия
эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей.
Все эти игры необходимо использовать не только в адаптационный
период, но и в дальнейшем.