07 Сен 2020 12:04

Роль игры в успешной адаптации ребенка в детском саду

Роль игры в успешной адаптации ребенка в детском саду.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека

в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление

всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в

животном мире.

Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс

приспособления организма, которые происходят на разных уровнях:

физиологическом, социальном, психологическом.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к

позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений

организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом

выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний

комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность

поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Процесс адаптации ребенка в условиях дошкольного образовательного

учреждения был и остается актуальной проблемой педагогов и родителей.

Родителям важно, чтобы малыш быстро и безболезненно привык к детскому

саду, воспитатели же заинтересованы в том, чтобы разрешение противоречий

между возможностями ребенка и новой для него среды послужили

источником дальнейшего развития детей, фактором приобретения нового

социального опыта.

Если ребенок чувствует доброжелательное отношение взрослого,

который рядом, процесс адаптации протекает успешнее. Известно, что в

раннем возрасте малыш больше реагирует на невербальные сигналы. Как же

транслировать свое позитивное внимание, дать почувствовать, что он любим

и защищен в незнакомой для него ситуации? Конечно же, в этом помогут

ласковый взгляд в глаза ребенку, прикосновения к нему. Но все это должно

быть облечено в игровую форму, так как позволяет одновременно и

успокоить, и заинтересовать малыша, отвлечь его от мыслей о маме, о доме,

пусть даже на неопределенное время.

Именно поэтому, необходима такая организация жизни ребенка в

дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному,

почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяло

бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки

общения, прежде всего со сверстниками. У детей раннего возраста в период

адаптации наибольшую роль играет уровень их социализации в коллективе, в

частности наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками.

Первые положительные отношения со сверстниками складываются в

процессе игры, С ней связанно возникновение интереса к играм других

детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение

считаться с интересами окружающих. Игра это жизнь, преломленная сквозь

психику ребенка. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче

и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не

учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать

возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном

внимании и сопереживании взрослого. Используя игровые технологии в

образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией,

доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку,

создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии

ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и

создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько

классификаций. Здесь представлены наиболее распространенные детские

игры в адаптационный период детей.

1. Сюжетно-ролевая игра.

В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные

социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть

в реальной жизни взрослых.

2. Подвижные игры.

Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так

важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении,

усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие

физические качества как быстрота, ловкость, сила.

3. Дидактические игры.

Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти

игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях

как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память.

4. Настольно-печатные игры.

Это игры направлены на развитие процессов мышления, памяти,

воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они

красочные и привлекательные для малышей

5. Театрализованные игры.

Игры помогающие ребенку больше понять и прочувствовать

литературное произведение, игры развивающие речь и творческие

способности малышей.

6. Пальчиковые игры.

Дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами,

радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря

таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него

развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры

формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между

взрослым и ребёнком.

7. Игры с водой и песком.

Задача этих игр обеспечения эмоциональной релаксации, снятия

эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей.

Все эти игры необходимо использовать не только в адаптационный

период, но и в дальнейшем.


Дата последнего изменения: 17 Сен 2020 12:14