Инновационная деятельность

«ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: растим будущих инженеров»

Актуальность программы

В настоящее время в рамках совершенствования региональной системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству.Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. Найти место изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования.

Решение данной проблемы позволит на федеральном уровне апробировать инновационную систему подготовки детей к изучению технических наук, которая призвана в будущем облегчить выбор детьми уже в среднем звене школы технического образовательного профиля и в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе будущей профессии технической направленности.

Сфера апробации программы

Образовательное пространство системы дошкольного образования

Аудитория программы

Педагоги старших и подготовительных к школе групп, воспитанники старшего дошкольного возраста, методическая служба дошкольных образовательных организаций.

Цели и задачи

Основной целью является разработка системы формирования у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Задачи:

– организовать в образовательном пространстве системы дошкольного образования предметную игровую техносреду, адек­ватную современным требованиям к поли­технической подготовке детей (ее содер­жанию, материально-техническому, органи­зационно-методическому и дидактическому обеспечению) и их возрастным особенностям в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;

– развивать методическую компетентность педагогов в области технического творчества детей дошкольного возраста;

– формировать основы технической грамотности воспитанников и техническую компетент­ность воспитанников как готовность к решению за­дач прикладного характера, связанных с ис­пользованием технических умений в специфических для определённого возраста видах детской деятельности;

– обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);

– оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;

– тиражировать и распространить опыт инновационной педагогической деятельности.

Формы реализации

Относительно педагогов: интеграционная форма организации инновационной деятельности (матричная система организации с созданием проектных целевых групп во главе с руководителем проекта, выполняющим функцию координации)

Относительно детей: детско-родительские проекты, лаборатории, творческие группы, занятия, досуговая деятельность, мастерские, выставки, игровая деятельность, конкурсы и другие

Способы экспертизы (средства контроля и обеспечения достижения результатов деятельности, позволяющие оценить соответствие критериям оценки результатов):

– прямые показатели: результаты диагностического обследования основ технической грамотности и технической компетентности детей дошкольного возраста; изменения в структуре образовательного процесса в ДОУ, связанные с встраиванием технического контента образования; результаты участия детей, родителей, педагогов в конкурсах и других мероприятиях технической направленности; методическая компетентность педагогов в области технического творчества детей дошкольного возраста;

– косвенные показатели: успешность детей при обучении в ДОУ (высокая мотивация к образовательной деятельности, результаты детской деятельности и др.), востребованность инновационного опыта в субъектах РФ, результаты экспертизы программы и методических материалов.

Предполагаемые изменения в системе дошкольного образования

Обновление содержания дошкольного образования с учётом технического контента. Формирование у детей готовности к изучению технических наук на уровне дошкольного образования средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДОУ.

Фестиваль юных инженеров среди дошкольников

февраля на базе детского сада «Сретенский» прошёл фестиваль юных инженеров среди дошкольников с целью формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования и развития конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста. Наш детский сад представляли воспитанники подготовительной группы (воспитатели: Комарцова Т.Н, Школьная С.Р) Прихожалова Ульяна, Шевцов Женя, Симоненко Роман. Подготовка проходила под руководством старшего воспитателя Старченко Татьяны Дмитриевны. Начался фестиваль с парада участников, в котором у ребят, появилась возможность, познакомиться с «конкурентами». На следующем этапе прошло представление команд, в котором наша команда представила своё название «Самоделкин» и девиз: «Твори, выдумывай и пробуй с наукой, техникой шагаем вместе в ногу». Затем наши будущие инженеры продемонстрировали свой проект (домашнее задание) «Аттракционы в парке Роз». В котором выразили свои пожелания при строительстве данных объектов, но так как мы уже «большие», да ещё и будущие инженеры, посчитали данный проект для нашего небольшого города экономически невыгодным. Получив план дальнейшей работы, разошлись по станциям. На которых, строили «Дом для робота» — предварительно нарисовав чертёж, построили согласно него, наша команда так увлеклась стенами, окнами, что на крышу не хватило времени. «Техно-лего»- получив картинку, создать объект, соответствующий ей: Женя — построил замок, Рома — виноград, а затем все вместе помогли Ульяне построить дерево. На станции «Притяжение», наша команда по картинке построила при помощи магнитного конструктора двух этажный дом с башней. Следующая станция «Юные электроники» помогла ребятам показать свои познания при сборке электро цепи мы «зажгли лампочку», «запустили пропеллер». Дары Фрёбеля, помогли нашей команде на станции «Художественная» выложить картинку согласно инструкции. На «Конкурс капитанов» отправилась Ульяна, где собрала автомобиль, предварительно отгадав загадку. Пока члены жюри подводили итоги, участники вместе с Фиксиками отправились на зажигательную дискотеку. Наша команда «Самоделкин» заняла 3 место, получила лего-призы и грамоту, но самое главное, что ребятам очень понравилось строить и создавать. Мы надеемся, что это чувство останется с ними на долго и поможет в будущем стать инженерами.

Спасибо коллективу детского сада «Сретенский» за праздник который они подарили нашим детям.

Дата последнего изменения: 14 Май 2019 16:48